jaschil_14hane (jaschil_14hane) wrote,
jaschil_14hane
jaschil_14hane

Category:

ИНТЕРНЕТНЫЙ ДРУГ "ЛУКАС В ЛЕЙДЕН" РАССКАЖЕТ О НЕЙ БОЛЕЕ КОМПЕТЕНТНО, ЧЕМ Я!

О Марии Паппер. Конечно, все помнят эту главу из воспоминаний Анастасии Цветаевой: приехавшую в Коктебель Марину разыгрывают молодые Эфроны, гротескно изображая известных – в то время! – поэтов, среди которых и Мария Паппер. Ася спрашивает сестру, помнит ли та стихи Паппер о материнстве... Однако... В известных мне сборниках Паппер никаких стихов о материнстве нет! Похоже, эта тема вовсе и не занимала поэтессу! Думаю, Анастасия Цветаева спутала Марию Паппер с двумя – по меньшей мере! – поэтессами: с Надеждой Санджар, известной своим экстравагантным поведением, и Марией Шкапской, как раз известной своими достаточно для того времени смелыми стихами о беременности, родах и проч. Но что же можно сказать о Марии Паппер? Из ее стихов встает классический в некотором роде образ молодой девушки «фин де сьекль» - независимой, в той или иной степени богемной, задыхающейся в тесных рамках имперской сословно-иерархической системы. Как правило, эти девушки принадлежали к своеобразному, интенсивно формировавшемуся в конце 19-го – начале 20-го века кругу межсословной интеллигенции. Это были девушки из семей обеспеченных, но не принадлежащих к привилегированному дворянскому сословию. Этот оригинальный женский тип прекрасно и поэтично описал в рассказах «Муза» и «Чистый понедельник» Бунин... Если судить по именам, которые фигурируют в посвящениях к стихам Марии Паппер, она была именно такой девушкой. Такими же были и сестры Цветаевы, и Любовь Столица, и Елизавета Дмитриева... Возможно, семья Эфрон и сестры Цветаевы за что-то невзлюбили Марию Паппер... Предполагаю, что причиной конфликта стал Сергей Эфрон... Если судить по стихам, Марии Паппер нравился тот же тип изнеженного юноши, который привлекал и Марину Цветаеву... Но, в отличие от небогатой Паппер, Марина Цветаева была достаточно обеспечена наследственным капиталом и могла позволить себе и мужу вести беззаботное существование рантье. Для небогатых Эфронов это могло иметь значение... Я нарочно избегаю разговора о чувствах, которые имели место!.. Воспоминания Анастасии Цветаевой вообще в некотором смысле любопытны. Например, из богемной эротичной красавицы Елизаветы Дмитриевой она сделала скромную учительницу. Зачем? Советская цензура не препятствовала описанию любовного треугольника, в который вовлеклись Дмитриева, Волошин и Гумилев. Но, вероятно, у мемуаристки были некие причины, определить которые теперь трудно...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments